Главная » Статьи » Методическое объединение

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

Самоанализ педагогической деятельности
учителя русского языка и литературы
Жуковой Татьяны Анатольевны
2012-2013учебный год

     Реализуя государственные образовательные программы, строю свою деятельность на основе образовательных стандартов основного и общего образования, руководствуюсь рекомендациями Министерства образования Российской Федерации. Владею методикой преподавания уроков русского языка и литературы.

    Главными целями считаю развитие обучающихся, углубление их познавательных интересов посредством преподаваемых мною предметов, помощь им в жизненном и профессиональном самоопределении.

     На протяжении нескольких лет работы в школе стараюсь добиваться 100-% успеваемости, устойчивой положительной динамики результатов обучения. Это результат систематической и целенаправленной работы со слабоуспевающими учащимися и их родителями. Формирование положительного отношения к учению, повышение качества знаний каждого ребёнка происходит в тесном контакте учителя-предметника, классного руководителя, психолога школы по плану, составляемому в начале учебного года. Работа ведётся как на уроках, так и после уроков, на дополнительных занятиях по графику (1 и 3 неделя месяца – занятия со слабоуспевающими учащимися, 2 и 4 – с учащимися с сильной мотивацией учения), а также при необходимости в любой день недели.

Применяю в организации учебной деятельности элементы эффективных современных педагогических технологий, обеспечивающих повышение познавательного интереса обучающихся, развитие их интеллектуальных способностей и хороший уровень усвоения содержания учебного предмета: личностно-ориентированного, разноуровневого и развивающего обучения, технологии проектной деятельности, межпредметной интеграции, информационных и здоровьесберегающих технологий.

Работа в парах постоянного и сменного состава организуется на разных этапах урока: это и взаимопроверка домашнего задания (как теории, так и практики), и совместная работа при закреплении материала. Один ученик выполняет задание, а второй контролирует выполнение и оценивает правильность, указывает при необходимости на ошибки. Затем учащиеся меняются ролями. Иногда ставится вопрос к упражнению, а учащиеся, сидящие за одним столом, обсуждают, как на него ответить. Если у них разные мнения, то спор решает учитель. При написании на уроке словарных диктантов, мини-диктантов сидящие рядом учащиеся обмениваются тетрадями для взаимопроверки, карандашом выставляют друг другу отметки. Затем дети повторно обмениваются тетрадями, а учитель читает правильный вариант текста. Ученики объясняют друг другу допущенные ошибки. Подобная работа развивает орфографическую и пунктуационную зоркость.

                   Качества знаний и успеваемость обучающихся

Классы

 

 Русский язык

2012-2013уч. год

Литература

2012-2013уч. год

 

ур.обуч(%)

кач.зн(%)

кач.зн(%)

ур.обуч(%)

6

100

44

56

100

9

100

40

40

100

 

 Успеваемость, качество знаний подтверждаются результатами выпускных экзаменов.

                               

          Участие в  олимпиадах по предмету

Название олимпиады

Количество участников

Класс 

Русский медвежонок – языкознание для всех

6

7

6

9

Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап)

6

7

6

9

Всероссийская олимпиада школьников (региональный этап)

1

9

          Считаю главным в своей работе как учителя  - личностное развитие ученика, реализацию ребёнка на максимальном для него уровне. Особое внимание уделяю работе с одарёнными детьми как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Стиль и характер взаимодействия учителя и учеников - демократичность, открытость, диалогичность. Выполняю функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся. На уроках удачно сочетается самостоятельная работа с групповой и коллективной. Преобладающие методы работы: проблемный, эвристический. Подобный подход развивает в учениках познавательную активность, уверенность в своих силах.

Цель моей педагогической деятельности - создать условия для формирования ключевых и предметных компетентностей учащихся через совершенствование методов, форм обучения русскому языку и литературе средствами различных видов искусства, через сочетание урочной и внеурочной деятельности

      Основной целью обучения русскому языку считаю обеспечение единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысление основных его закономерностей, усвоение основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развитие абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования. Для достижения поставленных целей использую в работе УМК под ред. С. И. Львовой в основной общеобразовательной школе, а в старших классах УМК БарановМ.Т., Ладыженская Т.А., Шанский М.Н.

     Главную цель литературного образования определяю так: становление духовного мира человека. Для реализации данной цели ставлю следующие задачи: изучение литературы как искусства слова и активное включение ученика в творчество с последовательным усилением его самостоятельности. Для их решения использую в работе УМК под ред. Т,Ф. Курдюмовой. Пути достижения целей - применение различных технологий и методов обучения, проведение уроков и внеклассных мероприятий.

 Внеклассные занятия - это неотъемлемая часть всей учебно - воспитательной работы. Расширяя и углубляя программный материал, внеурочная деятельность развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету, формирует навыки общественного поведения и полезной деятельности. Задачи внеурочной деятельности:

  • расширить, углубить и дополнить знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках
  • научить самостоятельно работать с книгами, словарями, справочниками, подбирать материал на нужную тему
  • сформировать творческую активность - выступать перед аудиторией, организовывать вечера, конкурсы
  • выявлять одаренных учащихся и воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы

 В практику моей внеклассной работы вошли игры, конкурсы, викторины, КВНы, вечера, экскурсии, устные журналы. Ученики  при подготовке к урокам литературы и во внеурочной деятельности используют интернет-ресурсы.

Во внеурочное время ученики выполняют творческие задания. Они пишут рефераты, выпускают стенгазеты, составляют кроссворды, выполняют проектные работы, пишут сочинения – рассуждения.

Достижения детей в олимпиадах

фамилия, имя учащегося

предмет

класс

уровень

место

Поддубная Валерия

русский язык

9

городской

участник

Достижения детей в конкурсах, исследовательской работе

фамилия, имя учащегося

название работы

название конкурса

уровень

место

 6, 9 классы

 

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок-языкознание для всех»

Всероссийский

Сертифи-каты

Рудаков Д.

 

Конкурс чтецов

Муниципальный

грамота

Учащиеся 9 класса

Городской конкурс детской прессы «СВОЙ ГОЛОС»

«Периодическая рукописная газета»

 

Муниципальный

диплом 3 степени

Учащиеся 9 класса

Городской конкурс детской прессы «СВОЙ ГОЛОС

«Конкурс тематических листовок»

 

Муниципальный

диплом 3 степени

   Сотояние кабинета русского языка и литературы и его работа являются существенно важным показателем постановки преподавания предметов в школе, так как в нем организуется и получает отражение вся методическая работа учителя.

Задачами школьного кабинета русского языка и литературы являются:

  • реализация в образовательном процессе нового содержания гуманитарного образования
  • внедрение в образовательную практику современных педагогических и информационных технологий
  • помощь учителю в преподавании русского языка и литературы в условиях совершенствования структуры и содержания общего образования
  • учет особенностей ГИА по русскому языку и литературе при проектировании образовательного процесса

Использование современных информационных технологий

 в урочной  и внеурочной деятельности

В своей педагогической деятельности я широко использую современные информационные технологии (презентации,  мультимедийные средства, аудио-, видеозаписи) при проведении нестандартных уроков, конференций, совершенствую свое педагогическое, методическое мастерство. Ввожу в своей работе новшества, использую рациональные методы работ своих коллег.

Регулярно выписываю методические журналы «Русский язык в школе», изучаю статьи публикаций и использую их при своей работе. Пользуюсь учебниками, словарями, книгами, методической литературой, материалами из интернета, имею свой сайт с богатым содержанием и постоянным обновлением  (http://russwork59.ucoz.ru).

Считаю, что в профессиональной деятельности учителя существует и ряд трудностей:
- много времени тратится на оформление различной документации, порой дублирующей;
- учащиеся загружены лишней информацией;
- специфически подбор учащихся;

- низкий контроль со стороны некоторых родителей: дети иногда приходят в школу с невыполненными заданиями, их багажом становится только то, что они получили на уроке.

-низкий уровень мотивации к обучению;

-основной движущий мотив у учащихся и их родителей– получение отметки и оценки учителя;

- невозможность организовать дополнительные занятия для всех учащихся в связи с расписанием школьного автобуса.

Категория: Методическое объединение | Добавил: russ59Work (10.06.2013)
Просмотров: 3206 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: