Главная » Статьи » Материалы к урокам |
Мастер-класс
г. Донецк Ростовской области 2012 год
-Добрый
день, уважаемые коллеги, члены жюри! Сегодня перед
педагогами стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения более интересным и продуктивным, чтобы в него
были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и
безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик
чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Слайд
2 Свой мастер- класс я назвала «От слова к слову…Этимологический анализ на
уроках русского языка». Цель нашей встречи- продемонстрировать способы работы с основной
структурной единицей языка – словом. В этом способе выражается модель
формирования ключевых компетентностей учащихся (в частности, читательских и
языковых). Для этого необходимо исследование слова (универсального знака) на
различных структурных уровнях языка, ассоциаций (как лингвистических, так и общекультурных),
с выходом на лексическое значение, этимологический анализ. Как же увлечь детей изучением языка? Я
считаю, что работа над связной речью требует отдельного внимания и большого
труда как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Каждый свой урок я
стараюсь построить так, чтобы дети имели возможность вести открытый диалог,
высказывать свое мнение, подбираю такие упражнения и задания, которые позволяют
обогатить словарный запас школьников. Мы редко задумываемся
над тем, что СЛОВО появляется в языке не просто так - оно заключает в себе
определенное видение человеком мира. В понимании, например, М.А.
Рыбниковой, учителя, методиста, «найти
корень слова – это значит найти его внутренний, затаённый смысл – то же, что
зажечь внутри фонаря огонёк». И моя задача научить понимать и чувствовать
слово С
вашей помощью я продемонстрирую те способы работы, которые использую в своей
педагогической практике. Её основу составляют концепции, которые раскрывают
закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся. А
также я использую метапредметный подход, так как именно с помощью него я создаю
условия перехода от неэффективной практики дробления знаний к метапредметности
с последующим выходом на мировоззренческий ценностный уровень. Прежде,
чем начать работать, давайте вспомним правила совместной работы: слайд 3 Прошу внимания на
экран. 1.
Выслушивать до конца своего партнера, не
перебивать его. 2.
Вежливо и доброжелательно обращаться с
партнёрами. 3.
Работать активно, серьёзно относясь к
полученному заданию. 4.
Испытывать чувство ответственности не
только за свои успехи, но и за успехи других. 5.
Помогать, если возникнут проблемы. 4 слайд Как
слово наше отзовется, — Я
учу грамотно писать и говорить, размышлять, видеть за понятиями
предметы и явления мира, из которых состоит
наша жизнь. Поэтому
важно осмысление сущности явлений мира через обращение к слову, через его
первоначальный истинный смысл.
Посмотрите
на пословицы у вас на столах. Как известно, пословицы – произведения УНТ. В них
отражается первоначальный смысл слов нашего языка.
Задумайтесь, почему народная мудрость
объединяет совершенно разные понятия: конец и начало, добро и зло, правду и
ложь. Сегодня я хочу предложить вам свой путь их
осмысления. И в этом, наряду с другими разделами языка (морфемикой,
словообразованием, лексикой), конечно, помогает этимология – наука (не
беспочвенное фантазирование!) о происхождении слов. Этимологический словарь русского языка
помогает найти много интересной информации
о совершенно привычных словах и
выражениях, в основном русских, но не только.
С самого раннего детства человек начинает интересоваться происхождением
слов. Но вопрос о том, почему соха называется сохой, скалка – скалкой,
галка – галкой и т. п. интересует не только детей «от двух до пяти», но и
ученых. Я заметила, что этимология -заинтересовывает
моих учеников моим предметом. -
втягивает в процесс сотворчества -
имеет мировоззренческое значение, потому что помогает проникнуть в историческое
языковое мышление, вернуться к истокам культуры. 5 слайд Технологии,
которые помогают мне осуществить поставленные задачи, это модульная
в личностно – ориентированном образовании и метапредметная. Перед
вами микромодуль КУЛЬТУРЫ В.Шогана и Е.
Бондаревской, который формируя
жизненную парадигму культурного человека, начинает работу с концентрации
внимания на образы через жизненные впечатления, переживания, анализируя их,
осмысливая и предполагая возможные действия, поступки и жизненные события (по
схеме слайда) 6 слайд «Как
претворяется микромодуль в работе с этимологическим анализом слова?»- спросите
вы. Для
того, чтобы учащихся заинтересовать этимологией, следует придать
ей практическую направленность, она
должна быть доступна ученикам с учётом возрастных особенностей. Существуют
различные виды словарей. Например, работая над словарными словами в 5,6 классах
предлагаю доказать, что орфографическое
решение верно с помощью этимологического словаря. Работая с этимологией слова, ученик
формирует образ данного явления, работает не механическое, а
ассоциативное запоминание, которое более продуктивно для долговременной памяти.
Это словари М.Фасмера (один из самых авторитетных в этимологии), Н.М. Шанского,
Л. Успенского и, конечно, В.Даль. Я второй год работаю по учебному комплекту
Львовой по русскому языку. К учебнику прилагаются справочные материалы
(толковый словарь, орфографический, орфоэпический, словарь синонимов,
антонимов, эпитетов и ,конечно, этимологический словарь. Этимологический
анализ большую помощь оказывает учителю
в работе со словарными слова. Приведу пример такой работы. Предлагаю
и вам поработать над следующими словами: слайд7 Каково
правописание данных слов? Докажите,
что ваше решение верно. 8 слайд «Орфография слова есть биография слова,
кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его», - утверждает
методист Шереметьевский. Ученикам старшего возраста предлагаю усложнённые
задания, например, выстраивать этимологические модели. Слайд 9 Вол, волк, волынка – этимологические родственники? Продолжите этимологический ряд. Вол -«бык, предназначенный для сельскохозяйственных
работ». Общеславянское - восходит к вель
(«большой»).Животное получило название по своему большому размеру, силе. Ср. со
словами великий, вельможа (<
вель «большой» и можа «силач, богач»). Волынка -«народный духовой музыкальный инструмент из
нескольких трубок, вделанных в кожаный мешок или пузырь, через который
вдувается воздух». Восходит к географическому названию Волынь, откуда этот
музыкальный инструмент получил распространение в России. Волк – общеславянское индоевропейского характера (ср.,
например, с немецким Wolf) и имеет тот же корень, что и волоку, волочить («тащу, тащить»). Волк буквально – «таскающий» (домашний скот). Ср. наволочка,
волокуши (сани). Слайд 10 Затрапезный От слова трапеза – «обед, еда», заимствованного из
греческого языка, где trapedza
имеет значение «стол». Но откуда
у слова затрапезный возникло
значение «будничный, повседневный, заношенный», если к
обеду всегда переодеваются в чистое платье? От слова затрапез или затрапеза – «дешёвая
пестрядинная ткань», изготовлявшаяся фабрикантом по фамилии Затрапезнов. Слова
целый и целовать когда – то были однокоренными.
Понятие « целый» характеризовало человека и обозначало состояние его здоровья. Целоваться
первоначально означало « здороваться, желать здравствовать»позднее понятие «
целый» стало употребляться для обозначения полноты. 12слайд «Почему
язык хорош? Потому что он творение», - замечает Н.М. Шанский. И это наше
сотворчество, когда мы его осмысливаем. Умение работать со словом, конечно же,
помогает и на уроках литературы. Например, проводя лингвистический анализ
стихотворения (а именно Шанский в анализе художественного текста больше всего
обращает внимание на работу со словом в разных плоскостях, в том числе и
этимологической!). Предлагаю вам элемент анализа стихотворения
А.Яшина. Лирическая миниатюра из 35 слов о драгоценных для каждого человека
словах. В целях развития патриотизма я предлагаю учащимся открыть новое
значение казалось бы хорошо знакомых слов. 13 слайд
В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство.
А ещё: Совесть, Честь… Ах, если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали.
И это не просто слова! Предлагаю
вам проделать подобную работу: в каждом из пяти слов «зажечь огонёк»,
чтобы осмыслить не слова, а понятия, принципы, поступки, стоящие за ними. Составьте небольшой
текст(3-5 предложений) об одном из слов, используя справочные материалы. Работа
в группах.
Есть у использования
этимологии большой плюс: эта работа существенно повышает интерес учащихся к
предмету. И это закономерно, ведь
этимология сообщает массу удивительных фактов об обычных на первый взгляд
словах. Уместно и умеренно доводя эти факты до сведения школьников можно делать
уроки русского языка более интересными. Жизнь человека – это движение. Движение
куда? Конечно вперёд. А чтобы идти вперёд, чаще оглядывайтесь назад… Вот таким образом, шаг за шагом, исследуя, чувствуя,
ощущая слово, мы приходим к его пониманию, к созданию собственных творческих
работ. Мы с ребятами очень бережно относимся к анализу текстов. Акцент делаю на
то, что дети увидели, услышали, почувствовали. Обращаясь к разным
репрезентативным системам, учу детей
видеть, слышать, чувствовать слово. Учу обращать внимание на то, как
видят, чувствуют, слышат другие. Чем
мне нравится подобная работа? Она
интересна детям. Участвуют все. И что для меня очень важно, подобная
организация деятельности позволяет включить в процесс тех детей, которых
принято считать «3». Они на таких уроках не боятся говорить. На первый взгляд,
кажется, что происходит коллективная, парная работа, на самом деле - скрытая индивидуализация. Происходит
обогащение словарного запаса, формирование компетенций: коммуникативной,
информационной, учебно-познавательной, предметных.
-Что
нового для вас в значение слова
ОТЕЧЕСТВО добавила его этимология? -На
чём концентрируют наше внимание учёные, рассказывая о слове ВЕРНОСТЬ? -Чем
вы пополните знания о слове БРАТСТВО, прочитав его этимологию? -Какие
явления культуры вкраплены в этимологию слова СОВЕСТЬ? -О
каких понятиях можно поразмышлять, узнав историю слова ЧЕСТЬ? -ИЗМЕНИЛОСЬ
ЛИ ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ДАННЫМ ПОНЯТИЯМ ЧЕРЕЗ ОСМЫСЛЕНИЕ СЛОВ? -КАК
ВЫ ДУМАЕТЕ, СМОЖЕТ ЛИ ИЗМЕНИТЬСЯ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЯЗЫКУ, ЕСЛИ ОН БУДЕТ ПОСТОЯННО УЧИТЬСЯ ВГЛЯДЫВАТЬСЯ, ВНОВЬ И ВНОВЬ
ОТКРЫВАТЬ СЛОВА РОДНОГО ЯЗЫКА? 14
слайд И
кажется, что мир устроен просто: Во всём начало есть, и у всего
конец. И только лишь ПОЗНАНЬЕ бесконечно. Не верите? Докажет это ДАЛЬ. ТАК ЗАГЛЯНИТЕ ЖЕ К НЕМУ
В СЛОВАРЬ! НАЧАЛО И КОНЕЦ. А
что же между ними? Математики сказали бы «бесконечность». А
что говорит этимология? Это однокоренные
слова!
На
основе продемонстрированного алгоритма работы со словом участники в условиях
малой группы обнаружили удивительный эффект в самой природе языка: связанность
(прямую или опосредованную) на первый взгляд далёких друг от друга слов и
понятий, ими обозначаемых. Это
фиксируется в общем способе, модели, что позволяет вывести знания на уровень
метапредмета.
Рефлексия.
К сожалению, временные
рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами
обучения. Мне
бы хотелось порекомендовать учителям: использовать
активные методы, приёмы и средства обучения и воспитания в
педагогическом процессе; включать
в учебные занятия проблемность; вовлекать
учащихся в постоянную деятельность: отвечают, анализируют, рассуждают,
оценивают, выделяют главное; организовывать
сотрудничество, коллективное взаимодействие; изменить
модель учителя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант
(традиционно- организатор, информатор, консультант). И в заключении хочу
пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети
утомляются в бездействии.
| |
Просмотров: 1001 | |
Всего комментариев: 0 | |