№
|
Цитата
|
Комментарий
|
Примеры
|
1
|
В языке есть… слова. В
языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы
строить предложения. Л. В. Успенский
|
Слова называют предметы, их
признаки, действия, но сами по себе не выражают мысль. С помощью законов
грамматики мы можем правильно связать их в предложения, которые обладают
смысловой и интонационной законченностью.
|
Лексическое и
грамматическое явления.
|
2
|
Один словарный состав без
грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики,
он получает величайшее значение.
Л. В. Успенский
|
Слово называет предметы и
явления действительности, обозначает признаки и действия. Грамматика изучает строй языка и его законы. Наши мысли оформляются в предложение при
помощи слов и по законам грамматики.
|
Лексическое и
грамматическое явления.
|
3
|
Точность слова является не
только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием
смысла. К. А. Федин
|
Точность – такое качество
речи, которое требует от говорящего / пишущего соответствия фактов
действительности и соответствия слов, употребляемых автором, их значениям, а
также соблюдения грамматических норм.
|
Лексическое и
грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
|
4
|
Сходство между наклонением
условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не
действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим
только в мысли говорящего. А. А.
Потебня
|
Один и тот же глагол можно
употребить в форме изъявительного, условного и повелительного наклонения.
Глагол в изъявительном
наклонении обозначает действие, которое происходило, происходит или будут
происходить.
Глагол в форме условного
наклонения обозначает действие, которое может произойти только при
определённых условиях, а также может выражать пожелание, чтобы действие
совершилось.
Глагол в форме
повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает
своего собеседника. Побуждение может быть в форме приказа, пожелания,
просьбы, совета.
Таким образом, условное и
повелительное наклонения глаголов
обозначают действия, предполагаемые в реальности.
|
Употребление глаголов в
условном и повелительном наклонениях.
|
5
|
Мысль формирует себя без
утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя
выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей
повинуются.
М. Е. Салтыков-Щедрин
|
Язык – это способ
осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и
процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения.
Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме
с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.
|
Лексическое и
синтаксическое явления, обоснование
пунктограммы.
|
6
|
Заставляя героев говорить
друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может
внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он
характеризует своих героев. Литературная
энциклопедия
|
Во время диалога происходит
непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.
Тема общения характеризует
литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной,
профессиональной и т. п.).
При воспроизведении
разговора писатель воссоздаёт типические особенности речи говорящих: подбор
особых для каждого действующего лица слов и выражений, ясность или
запутанность построения фраз, характер произнесения (вопросы, восклицания,
спокойное повествование и т.д.) – всё это также является средством
характеристики персонажей.
|
Содержание и структура
реплик участников диалога.
|
7
|
Нет таких звуков, красок,
образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Г. Паустовский
|
Предметы, образы, чувства и
мысли передаются с помощью слова. Для точного выражения используются
экспрессивная и оценочная лексика, слова различных лексических групп
(синонимы, антонимы, архаизмы и др.), стилистически окрашенная лексика,
фразеологизмы, тропы и фигуры речи.
|
Лексические явления,
изобразительно-выразительные средства языка.
|
8
|
К оценке достоинств речи мы
должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и
использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы? Б. Н. Головин
|
Языковые единицы: фонема
(звук), морфема, слово, словосочетание и предложение.
Удачно отобранные автором,
они позволяют ему выразить в тексте свои мысли и чувства.
|
Использование языковых
единиц.
|
9
|
Грамматика позволяет нам
связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете.
Л. В. Успенский
|
В языке всё взаимосвязано:
слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по
грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи
организованными грамматически, они становятся предложением и приобретают
смысловую и интонационную
законченность.
|
Лексическое и
грамматическое явления.
|
10
|
Язык не есть только говор,
речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и
нравственных. И. А. Гончаров
|
В речи человека находит своё
выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология.
Манера речи, отдельные слова и выражения
помогают понять характер говорящего / пишущего.
|
Лексическое и
грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
|
11
|
Придание образности словам
постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов. А. А.
Зеленецкий
|
Эпитет – образная
характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством
метафорического слова (чаще прилагательного). Эпитеты могут усиливать,
подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов, уточнять
отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество), передавать
отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское
восприятие явления.
|
Использование эпитетов.
|
12
|
Читатель проникает в мир
образов художественного произведения через его речевую ткань. М. Н. Кожина
|
Труд читателя заключается в
общении с писателем, при котором художественный текст становится понятным во
всей своей многогранности. Речевая ткань (слова и грамматический строй)
произведения помогает читающему понять сложный лабиринт мыслей, переживаний,
оценок автора, проникнуть в мир образов его героев.
|
Лексические явления, изобразительно-выразительные средства
языка.
|
13
|
Обладая и лексическим, и
грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами,
включаться в предложение.
И. И. Постникова
|
Каждое самостоятельное
слово обладает лексическим и грамматическим значениями. Благодаря им слова
объединяются в словосочетания и включаются в предложения, с помощью которых
оформляется мысль говорящего (пишущего).
|
Лексическое и
грамматическое явления.
|
14
|
Местоименные слова – слова
вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные
слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено». А. А. Реформатский
|
Наряду со словами,
обозначающими определённые предметы или их свойства, качество, количество,
есть слова, которые лишь указывают на эти предметы или их признаки. Такие
слова называются местоименными (местоимениями). Основная их функция – быть заместителями
имени, т. е. заменять в речи непосредственные обозначения понятия, очевидного
из контекста высказывания. Местоимения
помогают объединять предложения в связный текст, избегать повторений одних и
тех же слов.
|
Использование местоимений в
тексте.
|
15
|
Что же в языке позволяет
ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис. А. А. Реформатский
|
Функция общения заключается
во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива. Высказывание
как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в
соответствии с синтаксическими нормами.
|
Содержание и структура
предложений (члены предложения,
обращения, вводные слова и
конструкции, виды придаточных предложений, предложения с чужой речью и
др.).
|
|
|
|
|